07.10.2008 | Служба новостей Росфирм

ОАО «РЖД» запускает в Удмуртии свой пилотный строительный проект

Дочерняя структура ОАО «Российские железные дороги» - ЗАО «Желдорипотека» (Москва) начала строительство жилого комплекса в Ленинском районе города Ижевска. Эксперты сомневаются в разумности запуска новых проектов в условиях нестабильности финансовой ситуации в стране. При этом некоторые отмечают, что такие гиганты, как РДЖ, могут позволить себе и это.

Увидели перспективу. Строительство жилого комплекса будет завершено к концу 2010 года. Возведен он будет на юго-востоке Ижевска: в квартале, ограниченном улицами Клубной, Молодогвардейской и им. Зои Космодемьянской. Общая площадь комплекса составит 18 986 квадратных метров, количество квартир - 350. Дом строится по индивидуальному проекту и состоит из четырех монолитно-каркасных секций переменной этажности - 14-17 этажей. Строительство, обещают в компании, будет полностью завершено в третьем квартале 2010 года. Предполагаемые инвестиции в проект составят порядка 600 млн рублей.
Отметим, что для ЗАО «Желдорипотека» строительство жилого комплекса в Удмуртии - это пилотный проект в качестве застройщика, до этого в регионе компания выступала только в роли инвестора. По словам генерального директора ЗАО Виталия Вотолевского, этот опыт позволил им оценить потенциал региона. «Несмотря на низкий показатель роста строительства, а на текущий момент он ниже среднего по стране - 16%, мы оцениваем рынок как перспективный и уверены в успехе проекта», - говорит г-н Вотолевский.

Капля в море. Стоит отметить, что не все эксперты разделяют столь оптимистичные прогнозы нового для Удмуртии застройщика. «Думаю, что этот проект, скорее, можно отнести к социальному. К тому же не исключено, что он будет ориентирован на решение жилищного вопроса исключительно сотрудников РЖД», - говорит Алексей Борисов, начальник отдела маркетинга ООО «КОМОС-Строй». В «Желдорипотеке» отметили, что квартиры будут реализовываться не только в рамках социальной программы для работников ГЖД, но и на свободном рынке. Вопрос рыночной успешности проекта, по мнению г-на Борисова, в данном случае не учитывается. «Но, по сути, гигантские компании, такие как РЖД, могут позволить себе такое строительство», - считает г-н Борисов. Подобного же мнения придерживается и Сергей Седов, директор Пермского аналитического центра, отмечающий, что начало строительства в современной кризисной ситуации для РЖД вполне приемлемо. При этом эксперты сошлись во мнении, что нельзя назвать данный проект москвичей началом тенденции выхода на строительный рынок непрофильных организаций, но имеющих значительные финансовые активы. 19 тысяч квадратных метров - капля в море, считают специалисты.
У аналитиков возникают опасения на счет успешной реализации построенных квартир. Деля Горяева, начальник аналитического отдела ЗАО «ИК «Элемтэ» (Казань), считает, что в нынешних условиях начинать масштабные строительные проекты могут только организации, имеющие свободный доступ к достаточно дешевым и длинным деньгам. В иной ситуации организация либо окажется без финансирования, либо будет вынуждена рефинансировать существующую задолженность на невыгодных условиях, что в конечном итоге приведет к замораживанию проекта или сведению его рентабельности к нулю. Сергей Каракулов, директор оценочной компании ООО «Кром», отмечает то, что условия получения кредитов сегодня ужесточились. «Чтобы строить, нужны инвестиции. Чаще всего привлекаются кредитные средства. Но сейчас, в связи с кризисной ситуацией в банковской сфере нет ясности, - рассуждает г-н Каракулов. - Конечно, можно строить за счет собственных средств, но дело в том, что и по ипотечным кредитам подняты ставки. К тому же АИЖК фиксируют очень большой рост просрочки по выплатам ипотечных кредитов - в Удмуртии он составляет 5%. Лично у меня возникают сомнения, что квартиры будут реализованы». По мнению эксперта, сейчас разумнее было бы не начинать новых проектов. «Пообщавшись с представителями работающих в республике банков, могу сказать, что их советы сводятся к необходимости повременить года два - именно столько продлятся сложности в финансовой сфере», - рассказал Сергей Каракулов. По мнению Ксении Юдаевой, старшего экономиста Сбербанка России, финансовый кризис уже достиг своего пика, а «стабилизационные процессы в макроэкономике займут 1 - 1,5 года».

http://udm.business-class.su/