17.04.2009 | Служба новостей Росфирм

Что происходит с "ИжАвто" ?

Что происходит с "ИжАвто" ?

Топ-менеджеры "ИжАвто" купили контрольный пакет акций своей компании по бартеру. Такая информация прошла вчера в некоторых СМИ. Однако в управляющей компании "СОК", которая официально является владельцем автопроизводителя, это не подтвердили.

Как и не опровергли, что менеджмент компании получил более 74 процентов акций завода от компании "СОК" в обмен на автомобили стоимостью 200 миллионов долларов. И твердо заверили корреспондента "РГ", что "все 5,5 тысячи человек, которые трудятся на предприятии, вовремя получают зарплату, и в случае консервации производства социальные выплаты также будут произведены согласно законодательству".

Угроза "консервации", похоже, реально существует. Сегодня завод загружен лишь на 5 процентов. В месяц выпускается около тысячи автомобилей "ЛАДА" и минимум автомобилей "КИА Спектра" и "КИА Соренто". Последние собирались в апреле из машинокомплектов, закупленных еще в октябре прошлого года.

Для закупки новых материалов для сборки автомобилей "КИА", которая до недавнего времени была выгодным проектом, денег нет. При этом корейские партнеры, по лицензии которых производятся "КИА" в Ижевске, не соглашаются снижать цены на комплектующие. Учитывая рост курса доллара к рублю, а он подорожал почти на 40 процентов, сборка "КИА" стала убыточной. К тому же "КИА Спектра" - модель старая и спросом не пользуется. Тем более что за те же деньги можно купить более современную "КИА СИД".

В первом квартале убытки завода достигли 2,5 миллиарда рублей. Сейчас ему необходимо 1,5 миллиарда рублей оборотных средств, а на все текущие финансовые затраты надо 5,9 миллиарда рублей. Общие долги оцениваются в 12 миллиардов рублей.

Примечательно, что когда большинство автопредприятий выпрашивало помощи у государства, "ИжАвто" гордо стоял в стороне, надеясь, вероятно, на сделку с тольяттинским автогигантом, который планировал разместить на ижевских мощностях производство "Рено Логан". Однако, получив господдержку, АвтоВАЗ отказался от сделки. По мнению экспертов, тут могли повлиять два фактора: в связи с кризисом спрос на "Логан" упал, и расширять производство стало нецелесообразно. До последнего в "ИжАвто" надеялись, что помощь придет от госкорпорации "Ростехнологии". Но после общения корреспондента "РГ" с представителями корпорации у него сложилось впечатление, что интереса к производству с долгами там не испытывают.

Кто же заинтересован в такой сделке? Зачем менеджерам пакет акций компании, которая находится не в лучшей финансовой форме? В минпромторге эту ситуацию комментировать не стали, сославшись на то, что это "дела частной компании".

Представители удмуртских властей, на территории которых находится "ИжАвто", пока взяли паузу. Как сообщили корреспонденту "РГ" в региональной администрации, "президент Удмуртии Александр Волков сейчас находится за пределами страны и сейчас недоступен для общения", а "представители правительства пока воздерживаются от комментариев". Хотя еще в конце марта Александр Волков признавался, что повлиять на ситуацию со сделкой "ИжАвто" не в состоянии. Тогда же он обратился к федеральным властям за помощью.

Эксперты предполагают, что речь может идти о "техническом" перемещении активов. Это позволит "СОКу", по мнению аналитиков, избавиться от крайне невыгодного на данный момент актива, то есть самого производства со всеми его долгами и рабочими. А за пакет в 74 процента акций получить хоть что-то. Машины всегда можно продать. Впрочем, на ситуацию на предприятии это никак не повлияет. Менеджеры возьмут фактически машины взаймы у завода, чтобы купить акции, а производство останется в предбанкротном состоянии. Но чтобы оттянуть кончину, и нужен новый собственник. На него придется переоформлять все документы.

Однако есть еще один вариант развития событий: банкротства в судебном порядке могут потребовать владельцы облигаций "ИжАвто", которые в очередной раз не были погашены. Им может не понравиться увод "движимых" активов, имеющих реальную стоимость. Суд может отменить эту сделку, и тогда у держателей облигаций будет шанс вернуть деньги, хотя и в последних рядах. Первыми в очереди будут социальные выплаты и долги государству.

К сожалению, при дележе активов совсем уж туманно выглядит судьба самого автозавода, который начал обновляться и провел частичную реконструкцию, установил новое оборудование. В случае банкротства предприятие ждет судьба московского "АЗЛК", который был продан по частям.

Впрочем, пока у "ИжАвто" будет меняться собственник, заводу все- таки может повезти, и найдется новый "хозяин" с государственной поддержкой. Еще в начале апреля председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин направил в правительство РФ письмо, согласованное с главой "Ростехнологии" Сергеем Чемезовым, с предложениями оказать государственную поддержку ОАО "ИжАвто".

http://www.rg.ru