26.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Конкуренция между негосударственными пенсионными фондами в Удмуртии обостряется

Конкуренция между негосударственными пенсионными фондами в Удмуртии обостряется на глазах. Как отмечают эксперты, нечестная борьба становится все более частым явлением.
На 1 сентября 2008 года в Удмуртии было заключено 18800 договоров с официальными представителями негосударственных пенсионных фондов (НПФ) о предоставлении услуг по обязательному пенсионному страхованию, а в управляющие компании подано 7582 заявления от граждан. Об этом сообщила в интервью «bc» Валентина Семак, ведущий специалист-эксперт группы организации и учета процесса инвестирования Пенсионного фонда РФ по УР, Для сравнения: на 1 августа 2007 года в Удмуртии было заключено 4 тысячи договоров по ОПС. Таким образом, число клиентов фондов в республике выросло примерно в 4,7 раза. Но до насыщения местного рынка услуг НПФ еще далеко, считают его участники.

Вынужденное слияние. По словам г-жи Семак, работа НПФ в республике с начала 2008 года значительно активизировалась: «На местном рынке появился НПФ «Лукойл-Гарант». Они работают очень активно и за полгода набрали базу в 5 тысяч договоров. Лидеры рынка - НПФ «Русь», НПФ «Социум», НПФ «Промрегионсвязь», НПФ «Большой», НПФ «Доверие», НПФ «Время», НПФ «Электроэнергетики» - также активизировали свою деятельность». При том, что большинство фондов, представленных в республике, федеральные игроки, в регионе работают два местных НПФ: «Время» и «Паритет».
Как отмечают в НПФ «Время», федеральные игроки стремятся открыть свой филиал в каждом городе, а распределение рынка между ними сейчас происходит примерно одинаково в каждом регионе. «Кроме Удмуртии, субъектов России, имеющих свои региональные НПФ, очень мало - всего несколько регионов», - говорит Наталья Шутенко, начальник отдела пенсионного обеспечения УНПФ «Время». К тому же, согласно поправкам в закон об инвестфондах, принятым в конце прошлого года, для осуществления деятельности по ОПС НПФ с января 2009 года минимальный совокупный вклад учредителей (СВУ) и ИОУД повышается с 30 до 100 млн руб. По прогнозам экспертов, небольшим фондам придется либо уйти с рынка, либо увеличить уставный капитал до необходимого размера. Выходом для многих из них станет слияние с нынешними конкурентами.
В то же время, как отмечают представители НПФ, заключить соглашение с ПФР для работы на региональном рынке по причине достаточно жесткого регламента непросто. «Те, кто смог заключить договор, являются достаточно серьезными организациями, настроенными на долгосрочную работу. Однако многие предпочитают другие варианты работы. Зачастую НПФ, находящийся в Москве, не открывает представительство в регионе, избегая значительных затрат, а ищет посредника и выплачивает ему определенную сумму за каждый договор. Агент, в свою очередь, выстраивает свою сеть», - говорит Евгений Костенков, исполнительный директор филиала «Ижевский» НПФ «Лукойл-Гарант». Таким образом, по мнению экспертов, некоторые фонды формируют портфель, не имея социальных целей, а пытаясь привлечь инвесторов либо войти в состав более крупного НПФ. Фонды, не заключившие договоры с ПФР, не предоставляют в государственный фонд сведения о числе клиентов, поэтому оценки о числе вкладчиков в НПФ в Удмуртии у специалистов различны. Так, например, по данным НПФ «Электроэнергетики», охват населения НПФ в Удмуртии составляет около 20% от их целевой аудитории, в Екатеринбурге - 40%, в Кировской области - 10-15%, а средний показатель по России - 30%.

Кэптивный интерес. По словам экспертов, граждане наиболее охотно сотрудничают с федеральными, кэптивными НПФ, а если данные фонды не представлены в регионе, то там интерес населения в целом к НПФ ниже. Многие НПФ, которые создавались как кэптивные, уже вышли на открытый рынок. «Например, НПФ «Электроэнергетики» работает на открытом рынке около 7 лет. Сегодня даже в состав учредителей фонда входит только 60% предприятий энергетики, остальные - инвестиционные компании, предприятия ВПК и т.д. Работать исключительно со своими предприятиями гораздо проще, однако выход на открытый рынок позволяет привлечь дополнительных клиентов. Кроме того, в эпоху реформирований стабильность НПФ, зависящего от одной организации, может оказаться под «большим вопросом», - говорит Анна Никитина, директор Западно-Уральского регионального филиала НПФ «Электроэнергетики». Однако розничная составляющая портфеля НПФ на сегодняшний день развита слабо, а ставка делается на корпоративных клиентов. «Хотя в последнее время большинство пенсионных фондов уже начали активно предлагать свои услуги физлицам», - продолжает Наталья Шутенко. Но, как отмечает эксперт, в основном это все-таки не вкладчики с «улицы». По ее словам, в течение долгого времени ПФ ориентировались на корпоративных клиентов, и все технологии были направлены только на них. «Поэтому трансформация НПФ в розничную структуру - это длительный и сложный процесс, и первый шаг на этом пути - работа с сотрудниками корпоративных клиентов, а уже после этого выход непосредственно «на улицу», - говорит она.

Налоговый фактор. Между тем, по данным участников местного рынка, за последние два года интерес физических лиц к НПФ вырос. Население стало интересоваться пенсионной реформой и новым порядком формирования трудовой пенсии по старости, но, к сожалению, спрос все-таки невелик, говорят представители НПФ. По мнению Алексея Мокрушина, заместителя директора НПФ «Доверие», это связано с пассивностью граждан и недостаточной информированностью о работе фондовых рынков. Однако из НПФ, присутствующих в республике, только единицы размещают рекламу в СМИ, поскольку проведение разъяснительной кампании даже в Удмуртии стоит для фондов, по определению являющихся некоммерческими организациями, достаточно дорого, а выход на целевую аудиторию очень ограничен. Кроме того, пенсионная реформа слишком сложна, чтобы ее объяснить за время короткого рекламного ролика, говорят представители НПФ. Поэтому подавляющее большинство из них работает через агентскую сеть.
Но наиболее важным тормозящим фактором, по словам экспертов, является система налогообложения в данной сфере. Напомним, что с 2001г. налоги берутся не с выплат пенсионерам, как это было ранее, а со взносов в НПФ. Поэтому предприятия вынуждены платить с пенсионных отчислений ЕСН, что для них, по словам Натальи Шутенко, достаточно обременительно, и пенсионное страхование теряет всякий смысл. «Хотя мировой опыт показывает, что после того как страна пересматривает подход к налогообложению в системе негосударственного пенсионного обеспечения, происходит активизация внутренних финансовых резервов и увеличение объемов промышленных инвестиций», - говорит эксперт.

Идет за рынком. Среди основных тенденций, происходящих на местном рынке услуг, предоставляемых НПФ, некоторые эксперты отмечают снижение доходности фондов. «Если несколько лет назад в среднем доходность была достаточно высокой, так, в 2005 году она находилась на уровне 20-25%, то в 2006-м - уже 16-18%. В 2007 году на рынке ценных бумаг была достаточно сложная ситуация, поэтому доходность составила примерно 4-10%», - говорит г-жа Шутенко. По ее словам, это вполне закономерная тенденция, поскольку высокая доходность пенсионных фондов - ненормальная ситуация, даже с учетом высокой инфляции. «Ни один европейский рынок не имеет таких бешеных показателей», - поясняет эксперт.
В то же время Анна Никитина не видит определенной тенденции изменения доходности НПФ. «Ставка рефинансирования, а следовательно, и доходность НПФ снижается с падением инфляции. Однако результаты прошлого года были, скорее, исключением. Тогда доходность получилась ниже инфляции, которую неожиданно объявили на уровне 12%. А низкая доходность была результатом слабого роста всего рынка акций», - сказала она. Кроме того, по словам экспертов, сегодня фонды очень серьезно ограничены в выборе инструментов инвестирования - их всего 10. «И примерно 50% - это государственные ценные бумаги. Еще одно существенное ограничение: НПФ не могут более 5% пенсионных денег вложить в одно направление. Такое дробление уже само по себе уменьшает доходность, хотя, несомненно, увеличивает надежность таких вложений. Если бы мы могли расширить перечень инвестиционных инструментов, например, больше инвестировать в недвижимость, в иностранный рынок акций, то доходность была бы значительно выше», - говорит г-жа Никитина.
Хотя, по мнению Андрея Шутова, начальника юридического отдела ФКБ «Юниаструмбанк» (ООО) в Ижевске, долгосрочные инвестиции всегда перспективны. «Однако инфляция часть средств в любом случае погасит, но не так значительно, как если бы они находились «в чулке» или «под матрасом». Кроме того, в последнее время появился дополнительный бонус - свою накопительную часть можно пополнять за счет личных вкладов, и она может быть включена в наследственную массу», - сказал он.

Пенсионный демпинг. Тем не менее, как отмечает г-жа Никитина, некоторые фонды по итогам 2007 года показывали до 16% доходности, тогда как управляющие компании не дали больше 6%. «Скорее всего, для привлечения клиентов фонды пошли на демпинг. Возможно, они каким-то образом вкладывали свои собственные средства для повышения доходности по счетам своих клиентов. Для исполнения обязательств перед вкладчиками и для своего развития НПФ должен обладать достаточно большими средствами. После «вбрасывания» средств для повышения показателей доходности за один год в следующем из-за нехватки средств фонд может резко сократить свою деятельность. Таким образом, этот шаг может закончиться плохо как для самого фонда, так и для его клиентов», - считает эксперт.
По мнению Евгения Костенкова, если клиент хочет реально оценить ситуацию с доходностью НПФ и определить реальную доходность с низким риском, то можно ориентироваться на доходность по банковским депозитам и добавить еще 2-3%.
Также, по словам г-на Костенкова, в законодательстве нет четких формулировок и методики расчета доходности НПФ. По закону НПФ на свое развитие может удержать до 15% общего дохода. « А какую НПФ доходность объявляет, общую или ту, которая начисляется на счета вкладчиков, не обозначается. Также некоторые НПФ обещают конкретный показатель доходности в текущем году. Скорее всего, такая организация просто лукавит и вводит в заблуждение клиентов. Точно прогнозировать ситуацию на финансовом рынке по итогам текущего года невозможно», - говорит он. Такие приемы, по словам эксперта, наряду с сетевым маркетингом крайне негативно отражаются на деловой репутации всех пенсионных фондов. «К сожалению, на рынке пенсионного обеспечения нет необходимого жесткого государственного регулирования», - говорит г-н Костенков.
Представители НПФ уверены, что данный рынок имеет огромный потенциал, однако, как отмечает г-жа Шутенко, мощное его развитие начнется только тогда, когда на то будет политическая воля федерального центра, а ситуация с нехваткой денег в государственном пенсионном фонде станет критической. Хотя с 1 октября и начнется реализация федерального закона о софинансировании (так называемый «тысяча на тысячу»), призванного аккумулировать денежные средства в ПФ, но, по мнению эксперта, этих мер явно недостаточно.

Справка «bc»
По данным ПФР по УР, сегодня в Удмуртии проживает 380 тысяч человек пенсионного возраста.




http://udm.business-class.su/