03.10.2008 | Служба новостей Росфирм

За 2008 год республиканским ликероводочным заводам удалось занять 1% на рынке производства алкоголя России

Эксперты «bc» предостерегают: такие высокие показатели привлекают к заводам пристальное внимание крупных федеральных холдинговых структур.
На рынке алкоголя Удмуртии в 1 полугодии 2008 года изменился баланс спроса и предложения. По официальной статистике, региональное потребление алкоголя сократилось на 18%. Однако этот факт оспаривают как представители розничных сетей, которые заявляют, что продажи алкоголя находятся на уровне прошлого года, так и аналитики, для которых цифра в «минус» 18% кажется более чем странной. Кроме того, сами производители отмечают рост потребления крепких спиртных напитков.

Трезвеем. Учитывая рост поставок местной алкогольной продукции в другие регионы и за рубеж, Петр Пономарев, министр торговли и бытовых услуг Удмуртии, делает вывод «о превышении темпов роста производства региональной алкогольной промышленности над темпами роста внутреннего спроса». Так, по его данным, производство алкоголя в январе-июне 2008 года в целом показало положительную динамику: выпуск водки и ликероводочных изделий - основного вида алкогольной продукции, производимой в республике, - составил 1,234 млн дал, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,2%. Выпуск спирта этилового из пищевого сырья также возрос - на 1,8%. «Вот это вообще удивительно! При общероссийском спаде относительно 2007 г. на 17,8% спиртовикам Удмуртии удалось удержаться на уровне прошлого года», - рассуждает Вадим Дробиз, директор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя (г. Москва). При этом, по данным Удмуртстата, объемы потребления водки и ЛВИ в 1 полугодии 2008 года в республике снизились на 18%. «Совершенно странный и объяснимый лишь одним факт - на этот же объем должен был вырасти рынок нелегальной водки в республике. Хотя и рост производства на 7,2%, и снижение потребления легальной местной водки на 18% за год рисуют шикарную картину роста отгрузок за пределы республики. Все хорошо в Удмуртии, только такое снижение потребления легальной водки и ЛВИ за год более чем пугает», - предостерегает г-н Дробиз.

Оперативный захват. В прошлом году удмуртские заводы, по словам Петра Пономарева, за счет вывоза продукции за пределы региона в бюджет республики перечислили 450 млн рублей. «Расчет такой: с 0,5 литра акциз составляет 35 рублей, в прошлом году отгрузили 750 декалитров, есть желание в 2008 году вывезти 1 млн. Однако пока по прогнозам получается только 800 декалитров. Регионы начинают вводить квоты и условия. Вы привозите к нам, мы в свою очередь отгружаем свою продукцию вам», - рассказывает министр. Сейчас доля вывоза алкоголя распределяется между двумя заводами таким образом: 15-20% - Сарапульский ЛВЗ и 80-85% - Глазовский. «Ускоренными темпами растет вывоз у Глазовского завода, но в следующие два года к нему подтянется и Сарапульский», - прогнозирует Петр Пономарев. Активную экспансию республиканские заводы ведут в Свердловской области, Пермском крае и Кировской области. «Здесь уже налажена логистика, отношения с оптовиками. Продукцию узнают потребители. Уже наметилась конкуренция и между дистрибьюторами в Кировской области, поэтому торговые представители сокращают их количество», - рассказывает Вячеслав Чубуков, руководитель отдела маркетинга ОАО «Глазовский ликероводочный завод». На примере Кировской области маркетолог рассказал, как происходило «завоевание региона»: «В Кирове приступили к работе 6 лет назад, назначили торгового представителя. Начали с объема отгрузок в 10 тысяч бутылок. Постепенно шел рост, и сейчас объемы продаж составляют 40 тысяч бутылок в месяц. Конкуренцию составляем в основном местным производителям. На сегодняшний день продукция ГЛВЗ занимает примерно 5% рынка Кировской области». Эту цифру в ОАО «Слободской СВЗ» (Кировская область) считают несколько завышенной. «По разным оценкам, глазовская водка занимает примерно 2-3% рынка ликероводочной продукции Кировской области. К ГЛВЗ мы относимся как к очень серьезным конкурентам. В последние 2-3 года они достаточно агрессивно продвигают свою продукцию, вытесняя местных производителей с полок. Думаю, в Удмуртии дела с привозной водкой обстоят так же, как и в Кировской области, но в Удмуртии административный барьер намного сильнее, поэтому попасть нашим производителям к вам достаточно проблемно. И это правильно, когда внутренний рынок жестко регулируется. Наше правительство упустило такую возможность, и сейчас мы наблюдаем активную экспансию соседних регионов - Вологды, Сыктывкара, Перми, Удмуртия среди них наиболее активна», - рассказывает начальник отдела маркетинга слободского СВЗ Алексей Чашников. Чтобы не снижать объемы производства, Слободскому СВЗ приходится также активно выходить в другие регионы, на это требуются дополнительные затраты, примерно десятая часть бюджета компании уходит на логистику, продвижение и рекламу. Вадим Дробиз возражает Алексею Чашникову в вопросе жесткой алкогольной политики Удмуртии. «Я бы не сказал, что здесь существует агрессивная правительственная позиция на вытеснение чужой водки, как, к примеру, в Татарстане. Именно поэтому я считаю два республиканских завода уникальными. Они не только смогли выжить в рыночных условиях жесткой конкуренции, когда большинство других региональных заводов просто обанкротилось, но и в последние годы наладили работу таким образом, что значительная часть продукции отправляется на российский экспорт более чем в 45 регионов. При этом был создан бренд - «Граненыч», который стал федеральным», - добавляет г-н Дробиз.

По карманам. Именно такое устойчивое развитие, по его мнению, привело к тому, что активы заводов начали делить. В результате успешное частно-государственное партнерство в скором времени может прекратиться. «На днях прошел аукцион по продаже последних государственных активов: 26% - УК ОАО «Ликероводочный завод «Глазовский» и 25,99% - УК ОАО «Сарапульский ликероводочный завод» при стартовой цене 119,6 млн руб. и 43,8 млн руб соответственно. Аукцион не состоялся, на мой взгляд, по причине разразившегося финансового кризиса», - предположил г-н Дробиз. Между тем, по мнению аналитика, активы заводов серьезно недооценены, причиной такой недооценки г-н Дробиз назвал «желание правительства республики наладить с московской компанией «Эксклюзив-Алко» долгосрочные партнерские отношения». «Цена обоих заводов просто смешная. Если сложить, то их активы оценили менее чем в 30 млн долларов. При этом каждый завод занимает около 1% от всего объема физического рынка водки и ликероводочных изделий России. Это очень высокий показатель. Плюс ко всему заводы активно работают на внешнем рынке и 40% своей продукции отгружают за пределы региона. При таких устойчивых темпах развития заводы должны стоить на порядок выше, если их не оценивать по системе оценки предприятий «Росспиртпрома», - предполагает эксперт. Некоторые эксперты «bc» считают, что правительство республики после продажи госпакетов может потерять контроль над отраслью, что негативно в дальнейшем отразится на пополнении доходной части бюджета. Именно для предотвращения такого пути развития, по словам Петра Пономарева, Правительство Удмуртии в начале 2008 года совместно с «Эксклюзив Алко» учредило «Удмуртспиртпром», куда были внесены по 49% госакций Сарапульского и Глазовского ЛВЗ. В настоящее время 49% акций «Удмуртспиртпрома» контролирует Правительство УР, 34,55% - «Эксклюзив Алко».

Сорокаградусный выбор. На внутреннем рынке сбыта алкогольной продукции местные производители чувствуют себя так же уверенно, как и за пределами региона. «Несмотря на то, что у федеральных розничных операторов доля продаж местной водки ниже, чем в республиканских сетях, на 20% и составляет примерно 70-75%, отрыв ГЛВЗ и СЛВЗ все равно настолько значительный, что федеральные бренды не рассматриваются как конкуренты», - говорит Анатолий Михайлин, заместитель директора ООО «Винный дом» (ТГ «Ижтрейдинг»). В сетях «Айкай» и «Ижтрейдинг» из всей водочной продукции 93% процента составляет местная водка, федеральные бренды делят между собой от 0,5 до 1%. «Настораживает то, что сейчас появилась торговая сеть «НормаН-Виват», скорее всего, они будут рассматривать наш регион как некий плацдарм для продвижения своей продукции», - предполагает г-н Михайлин. Однако Вадим Юсупов, владелец группы компаний «НормаН-Виват», не планирует в Удмуртии открывать розничную алкогольную сеть и сосредотачивается только на универсамах. «Кроме того, в своих супермаркетах мы активно представляем местную ликероводочную продукцию, потому что к ней весьма заметна лояльность потребителя», - добавляет г-н Юсупов. Лояльность к местной водке среди потребителей отмечают и бармены. Рустем Хафизов, шеф - бармен ООО «Фуд-Сервис» («Кино», «Авиатор», «Пикассо»), рассказал в интервью «bc», что «соотношение продаж местных и федеральных брендов водки примерно 50% на 50%. Если сравнивать долю продаж водки и остальных крепких алкогольных напитков (ром, коньяк, виски и т.д.), то соотношение будет 70% к 30% в пользу первой. Но прошедший год показал неплохой рост в последнем сегменте».
В планах удмуртских заводов дальнейшая экспансия за пределы региона и стабильный рост производства на 20%. По прогнозам министра торговли, производство в 2008 году будет на уровне 2,5 тысячи декалитров, заработать на акцизах удастся 1,5 млрд рублей, в 2009 - 1,7 млрд.



http://udm.business-class.su/