01.10.2008 | Служба новостей Росфирм
Зависимость удмуртской машиностроительной отрасли от федерального центра увеличится
Зависимость удмуртской машиностроительной отрасли от федерального центра увеличится с вхождением ряда предприятий региона в госкорпорацию «Ростехнологии».
В Удмуртии за 7 месяцев текущего года объем отгруженных товаров собственного производства предприятиями машиностроения увеличился в пределах 30%. Наибольшее увеличение объемов наблюдалось в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 130,6% к январю-июлю 2007 года. По производству машин и оборудования объем отгруженных товаров за год увеличился на 29,6%. Напомним, что за 7 месяцев 2007 года темп роста объема отгруженных товаров по предприятиям машиностроения и металлообработки Удмуртии составил 131,8 % к аналогичному периоду 2006 года. Отрасль показывает стабильный, достаточно высокий рост, что делает ее привлекательной, в том числе и для крупных инвесторов.
Стабильно вверх. Удмуртстат отмечает стабильный рост обрабатывающих производств в Удмуртии. За январь-июнь 2008 года объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в сфере обрабатывающих производств достиг показателя в 68,6 млрд рублей, рост к аналогичному периоду прошлого года - 24,5% (в период с января-июля 2006г. по январь-июль 2007г. рост наблюдался в 26,8%). Аналитики отмечают, что республиканские власти всегда, как могли, поддерживали свою промышленность. «Конечно, и сами промышленные предприятия старались выжить и сохранить свои самые ценные активы - людей и технологии, - говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». - При этом промышленная политика региона, в основном, была зависима от федеральной политики в области промышленности, которая стала более-менее вырисовываться в течение последних несколько лет». Как отметил в беседе с «bc» Юрий Чуверов, начальник отдела маркетинга ОАО «Сарапульский ЭГЗ», «промышленная политика в республике направлена на сохранение имеющегося промышленного потенциала». «Результат политики - сохранение практически всех предприятий, основанных до 1985 года, - говорит г-н Чуверов, - новых промышленных предприятий не возникло, за исключением кустарных мастерских, работающих в строительном бизнесе».
В Министерстве промышленности и транспорта УР отмечают, что лидерами производства электро-, электронного и оптического оборудования в республике являются: ФГУП «Воткинский завод», ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг», ОАО «Ижевский радиозавод», ОАО «Сарапульский радиозавод-холдинг», ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод». В производстве транспортных средств и оборудования безусловным лидером является ОАО «ИжАвто», лучшими производителями машин и оборудования считают ФГУП «Воткинский завод» и «ОАО «Ижевский машзавод».
Корпорация. Отметим, что не так давно в госкорпорацию «Ростехнологии» вошли несколько республиканских предприятий: ОАО «Научно-исследовательский технологический институт «Прогресс» (38% акций переданы в качестве имущественного взноса в госкорпорацию), г. Ижевск, ОАО «Ижевский машиностроительный завод» (57,1% акций), ФГУП «Ижевский механический завод» (100% акций), ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» (25,5% акций). Аналитики считают, что все перспективы такого вхождения связаны с тем, что данные предприятия получат возможность государственного финансирования, будут обеспечены заказами, в том числе и для других предприятий «Ростехнологий», и смогут планировать свою деятельность на довольно длительный срок. А значит, появится возможность проводить научно-исследовательские работы и свое техническое перевооружение. При этом «Ростехнологии» предполагают серьезное усиление роли государства в ряде отраслей, в том числе машиностроительной.
Между тем Андрей Фефилов, заместитель директора компании «НИТИ «Прогресс», отметил, что в ближайшие три года изменений работы на предприятии ожидать не стоит, поскольку формирование корпорации, по сути, только начинается. Представители компаний, вошедших в «Ростехнологии», отмечают также, что вообще вхождение ряда предприятий в госкорпорацию сделано ради того, чтобы структурировать рынок. То есть создание корпорации - это попытка привести в порядок, передать в одно место все оставшиеся государственные пакеты крупных компаний. Корпорация проведет некую инвентаризацию государственного имущества, - «не нужные государству» компании будут проданы в частные руки (речь идет не о стратегически важных отраслях), остальные - структурированы.
Вызывает интерес. Машиностроительная отрасль Удмуртии привлекательна для инвесторов, считают опрошенные «bc» эксперты, потому что представлена достаточно крепкими предприятиями. При этом многие из них работают на оборону, а значит, обладают высококвалифицированными кадрами, технологической базой и крупными производственными мощностями. Стоит добавить, что об инвестиционной привлекательности республиканского машиностроении свидетельствует приход на рынок крупных федеральных игроков. В конце июня новым владельцем завода «Буммаш» стало ООО «Объединенная промышленно-инвестиционная корпорация» («ОПИК»). На сегодняшний день компания «ОПИК», единственным бенефициаром которой является Игорь Шамис, российский предприниматель, председатель совета директоров «ОПИК», владеет 93,0723% акций ОАО «Буммаш». Компания имеет миноритарные доли в предприятиях по производству сталей специального назначения. «Нынешние инвестиции в «Буммаш» - это вложения не только в металлургию, но и в машиностроение», - подчеркнул Игорь Шамис. В долгосрочной перспективе на базе завода «Буммаш» будет создан крупный металлургический и машиностроительный холдинг, структура которого только прорабатывается. Инна Левыкина, руководитель пресс-службы ОАО «ИжАвто», говоря об инвестиционной привлекательности республиканского машиностроения, отметила: «Российский автомобильный рынок сегодня - один из самых быстрорастущих в мире. По итогам 1 полугодия 2008 года он вышел на 1 место в Европе, обогнав Германию. На фоне общего спада на рынках Европы, США, а по итогам последних месяцев - даже Китая он вполне естественно является инвестиционно привлекательным, прежде всего, для зарубежных инвесторов. И количество уже подписанных соглашений в рамках «промсборки» (23 соглашения) - прямое тому свидетельство. Другое дело, что соотношение плюсов и минусов режима промсборки, в том числе, с точки зрения эффективности этих инвестиций, системной пользы для российской экономики - вопрос дискуссионный». Сергей Лаговский, начальник отдела маркетинга ОАО «Редуктор», сообщил «bc», что если говорить об объеме заказов, то в 2007 году рост по сравнению с прошедшим годом более 30%. «За первое полугодие 2008 года оборот предприятия превысил годовые показатели 2005 года, - говорит г-н Лаговский, - разработана среднесрочная стратегия развития компании, направленная на коренное техперевооружение, модернизацию основных продуктовых линеек, выпускаемых на предприятии, и как результат - достижение к 2015 году оборота на уровне 3 млрд рублей». Нарастающая динамика российского рынка машиностроения делает его весьма привлекательным и для западных производителей. На рынок, оценив его привлекательность, вышли уже порядка 10 крупных компаний из Германии, Италии, Испании, Чехии, проводящих агрессивную сбытовую и рекламную политику, направленную на вытеснение отечественных приводов. «Если сравнивать с 2005 годом, то в 2007 реализация импортной приводной техники в РФ выросла более чем на 300 %, - говорит Сергей Лаговский, - например, сейчас западные компании контролируют порядка 20% всего рынка редукторов». Ключевой фактор здесь, по мнению эксперта, технологическое отставание отечественного редукторостроения. «Если сегодня еще работает потенциал, заложенный в советские годы, то, по нашим прогнозам, к 2011 году редукторная техника и технологии, унаследованные с прошлого века, станут полностью неконкурентоспособными», - заметил г-н Лаговский. Нарастающая конкуренция с западными производителями вынуждает отрасль активно внедрять новые технологии, направленные на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, и оптимизировать ключевые бизнес-процессы предприятия.
По мнению аналитиков, сейчас наиболее привлекательным может быть инвестирование в производство оборудования, станков, технологических линий, потому что многие предприятия в стране нуждаются в технологическом перевооружении и реконструкции, а для этого им потребуется как раз то, что можно выпускать на удмуртских заводах.
Другие статьи по теме
09.02.10 Канцелярия
02.10.09 Программный комплекс
12.08.09 Ижевск посетила группа московских предпринимателей
15.07.09 Автомобильный рынок Ижевска лихорадит
02.07.09 В Ижевске цены на рынке вторичного жилья достигли локального дна
►Все статьи по теме