01.10.2008 | Служба новостей Росфирм

Зависимость удмуртской машиностроительной отрасли от федерального центра увеличится

Зависимость удмуртской машиностроительной отрасли от федерального центра увеличится с вхождением ряда предприятий региона в госкорпорацию «Ростехнологии».
В Удмуртии за 7 месяцев текущего года объем отгруженных товаров собственного производства предприятиями машиностроения увеличился в пределах 30%. Наибольшее увеличение объемов наблюдалось в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 130,6% к январю-июлю 2007 года. По производству машин и оборудования объем отгруженных товаров за год увеличился на 29,6%. Напомним, что за 7 месяцев 2007 года темп роста объема отгруженных товаров по предприятиям машиностроения и металлообработки Удмуртии составил 131,8 % к аналогичному периоду 2006 года. Отрасль показывает стабильный, достаточно высокий рост, что делает ее привлекательной, в том числе и для крупных инвесторов.

Стабильно вверх. Удмуртстат отмечает стабильный рост обрабатывающих производств в Удмуртии. За январь-июнь 2008 года объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в сфере обрабатывающих производств достиг показателя в 68,6 млрд рублей, рост к аналогичному периоду прошлого года - 24,5% (в период с января-июля 2006г. по январь-июль 2007г. рост наблюдался в 26,8%). Аналитики отмечают, что республиканские власти всегда, как могли, поддерживали свою промышленность. «Конечно, и сами промышленные предприятия старались выжить и сохранить свои самые ценные активы - людей и технологии, - говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». - При этом промышленная политика региона, в основном, была зависима от федеральной политики в области промышленности, которая стала более-менее вырисовываться в течение последних несколько лет». Как отметил в беседе с «bc» Юрий Чуверов, начальник отдела маркетинга ОАО «Сарапульский ЭГЗ», «промышленная политика в республике направлена на сохранение имеющегося промышленного потенциала». «Результат политики - сохранение практически всех предприятий, основанных до 1985 года, - говорит г-н Чуверов, - новых промышленных предприятий не возникло, за исключением кустарных мастерских, работающих в строительном бизнесе».
В Министерстве промышленности и транспорта УР отмечают, что лидерами производства электро-, электронного и оптического оборудования в республике являются: ФГУП «Воткинский завод», ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг», ОАО «Ижевский радиозавод», ОАО «Сарапульский радиозавод-холдинг», ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод». В производстве транспортных средств и оборудования безусловным лидером является ОАО «ИжАвто», лучшими производителями машин и оборудования считают ФГУП «Воткинский завод» и «ОАО «Ижевский машзавод».

Корпорация. Отметим, что не так давно в госкорпорацию «Ростехнологии» вошли несколько республиканских предприятий: ОАО «Научно-исследовательский технологический институт «Прогресс» (38% акций переданы в качестве имущественного взноса в госкорпорацию), г. Ижевск, ОАО «Ижевский машиностроительный завод» (57,1% акций), ФГУП «Ижевский механический завод» (100% акций), ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» (25,5% акций). Аналитики считают, что все перспективы такого вхождения связаны с тем, что данные предприятия получат возможность государственного финансирования, будут обеспечены заказами, в том числе и для других предприятий «Ростехнологий», и смогут планировать свою деятельность на довольно длительный срок. А значит, появится возможность проводить научно-исследовательские работы и свое техническое перевооружение. При этом «Ростехнологии» предполагают серьезное усиление роли государства в ряде отраслей, в том числе машиностроительной.
Между тем Андрей Фефилов, заместитель директора компании «НИТИ «Прогресс», отметил, что в ближайшие три года изменений работы на предприятии ожидать не стоит, поскольку формирование корпорации, по сути, только начинается. Представители компаний, вошедших в «Ростехнологии», отмечают также, что вообще вхождение ряда предприятий в госкорпорацию сделано ради того, чтобы структурировать рынок. То есть создание корпорации - это попытка привести в порядок, передать в одно место все оставшиеся государственные пакеты крупных компаний. Корпорация проведет некую инвентаризацию государственного имущества, - «не нужные государству» компании будут проданы в частные руки (речь идет не о стратегически важных отраслях), остальные - структурированы.

Вызывает интерес. Машиностроительная отрасль Удмуртии привлекательна для инвесторов, считают опрошенные «bc» эксперты, потому что представлена достаточно крепкими предприятиями. При этом многие из них работают на оборону, а значит, обладают высококвалифицированными кадрами, технологической базой и крупными производственными мощностями. Стоит добавить, что об инвестиционной привлекательности республиканского машиностроении свидетельствует приход на рынок крупных федеральных игроков. В конце июня новым владельцем завода «Буммаш» стало ООО «Объединенная промышленно-инвестиционная корпорация» («ОПИК»). На сегодняшний день компания «ОПИК», единственным бенефициаром которой является Игорь Шамис, российский предприниматель, председатель совета директоров «ОПИК», владеет 93,0723% акций ОАО «Буммаш». Компания имеет миноритарные доли в предприятиях по производству сталей специального назначения. «Нынешние инвестиции в «Буммаш» - это вложения не только в металлургию, но и в машиностроение», - подчеркнул Игорь Шамис. В долгосрочной перспективе на базе завода «Буммаш» будет создан крупный металлургический и машиностроительный холдинг, структура которого только прорабатывается. Инна Левыкина, руководитель пресс-службы ОАО «ИжАвто», говоря об инвестиционной привлекательности республиканского машиностроения, отметила: «Российский автомобильный рынок сегодня - один из самых быстрорастущих в мире. По итогам 1 полугодия 2008 года он вышел на 1 место в Европе, обогнав Германию. На фоне общего спада на рынках Европы, США, а по итогам последних месяцев - даже Китая он вполне естественно является инвестиционно привлекательным, прежде всего, для зарубежных инвесторов. И количество уже подписанных соглашений в рамках «промсборки» (23 соглашения) - прямое тому свидетельство. Другое дело, что соотношение плюсов и минусов режима промсборки, в том числе, с точки зрения эффективности этих инвестиций, системной пользы для российской экономики - вопрос дискуссионный». Сергей Лаговский, начальник отдела маркетинга ОАО «Редуктор», сообщил «bc», что если говорить об объеме заказов, то в 2007 году рост по сравнению с прошедшим годом более 30%. «За первое полугодие 2008 года оборот предприятия превысил годовые показатели 2005 года, - говорит г-н Лаговский, - разработана среднесрочная стратегия развития компании, направленная на коренное техперевооружение, модернизацию основных продуктовых линеек, выпускаемых на предприятии, и как результат - достижение к 2015 году оборота на уровне 3 млрд рублей». Нарастающая динамика российского рынка машиностроения делает его весьма привлекательным и для западных производителей. На рынок, оценив его привлекательность, вышли уже порядка 10 крупных компаний из Германии, Италии, Испании, Чехии, проводящих агрессивную сбытовую и рекламную политику, направленную на вытеснение отечественных приводов. «Если сравнивать с 2005 годом, то в 2007 реализация импортной приводной техники в РФ выросла более чем на 300 %, - говорит Сергей Лаговский, - например, сейчас западные компании контролируют порядка 20% всего рынка редукторов». Ключевой фактор здесь, по мнению эксперта, технологическое отставание отечественного редукторостроения. «Если сегодня еще работает потенциал, заложенный в советские годы, то, по нашим прогнозам, к 2011 году редукторная техника и технологии, унаследованные с прошлого века, станут полностью неконкурентоспособными», - заметил г-н Лаговский. Нарастающая конкуренция с западными производителями вынуждает отрасль активно внедрять новые технологии, направленные на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, и оптимизировать ключевые бизнес-процессы предприятия.
По мнению аналитиков, сейчас наиболее привлекательным может быть инвестирование в производство оборудования, станков, технологических линий, потому что многие предприятия в стране нуждаются в технологическом перевооружении и реконструкции, а для этого им потребуется как раз то, что можно выпускать на удмуртских заводах.




http://udm.business-class.su/