14.03.2012 | Служба новостей Росфирм

Техосмотр. Хотели как лучше.

По замыслам идеологов реформы техосмотра, услуга должна стать доступной и удобной для потребителя с одной стороны, и привлекательным видом бизнеса, с другой. Соответствующими министерствами и ведомствами проделана огромная работа: разработан и принят новый Закон о техосмотре, разработаны и утверждены правила аккредитации операторов техосмотра, утверждены квалификационные требования для экспертов по техосмотру и технические требования для диагностической аппаратуры, утверждена новая форма талона и диагностической карты. Причем диагностическая карта получила статус документа строгой отчетности, и в случае утери талона, последний восстанавливается по диагностической карте, которая хранится в электронном виде в общей базе данных. Введен международный сертификат техосмотра, который, кстати, в отличие от обычного талона, не подлежит восстановлению в случае утраты. Аккредитация операторов техосмотра и ведение реестра операторов возложена на российский Союз автостраховщиков. На страховые компании возложена функция проверки талонов техосмотра, как основания для выдачи полиса обязательного страхования. На операторов техосмотра возложена ответственность за халатность в проведении диагностики, в случае, если транспортное средство попало в дорожно-транспортное происшествие по причине неисправностей, не выявленных в ходе осмотра. Ответственность возлагается договором. Форма договора – публичная оферта. Акцепт оферты – оплата квитанции за прохождение техосмотра. Инспектора ГИБДД не спрашивают талон, проверяют лишь наличие полиса ОСАГО. Очереди на пунктах технического осмотра забыты. Вроде все замечательно.

Однако интерес делового сообщества к техосмотру, как к виду бизнеса оказался крайне ограничен. Срок подачи заявок на аккредитацию истек 31 декабря минувшего года, однако из ряда регионов России вообще не поступило ни одной заявки. На сегодня в реестре операторов числится немногим более шестисот предприятий, планировалось получить около двух тысяч заявок. Причин несколько. Одна из них – это до сих пор открытый вопрос о стоимости проведения техосмотра. Однозначно, что ставки, утвержденные исполнительными органами власти для так называемых государственных пунктов, действующих до 2014 года на основании Закона о полиции, энтузиазма у предпринимателей не вызовут, точно так же, как не вызовут энтузиазма у владельцев транспортных средств ставки в районе двух тысяч рублей при наличии более дешевой альтернативы. Пока не ясно, как ликвидировать ценовой разрыв. Точно так же неясно, как доказать, что не выявленная в ходе диагностики неисправность стала причиной ДТП. С другой стороны, многие ДТП можно подвести под судебные иски к оператору техосмотра.

По все видимости к издержкам реформы мы должны отнести и то обстоятельство, что в установленном новым Законом интервале прохождения техосмотра, нам придется пройти эту процедуру дважды. В том случае, если на момент оформления нового полиса ОСАГО, срок действия талона техосмотра составит менее полугода. Для нас, потребителей – это пара пустяков, учитывая то, что услуга станет доступной и удобной.

Urfotrans