29.08.2008 | Служба новостей Росфирм

Удмуртский рынок спортивных товаров, по мнению экспертов, достаточно динамично развивается

Удмуртский рынок спортивных товаров, по мнению экспертов, достаточно динамично развивается. Но дальнейший приход в регион сетевых компаний может привести к банкротству местных предпринимателей.

На сегодняшний день только в Ижевске насчитывается больше трех десятков магазинов, специализирующихся на продаже спортивных товаров. Большинство из них занимают небольшие торговые площади, но предоставляют достаточно широкий ассортимент для среднего потребителя. Тем не менее, приход на местный рынок федеральных сетей серьезно сказался на объемах продаж, что привело к закрытию нескольких магазинов. По мнению экспертов, местных предпринимателей, самостоятельно торгующих спорттоварами, очень скоро вытеснят представительства известных брендов.

На любителя. Значительная часть направления представлена магазинами индивидуальных предпринимателей - вчерашних торговцев на розничных рынках. Тем не менее, по признанию самих ИП, именно рынки до сих пор в части продаж товаров для спорта и отдыха пользуются большим спросом у потребителей в сегменте эконом-класса. Однако зачастую на розничных рынках продается товар низкого качества, поэтому предпочтения потребителей все больше смещается в сторону магазинов с «хорошим именем». Стоит отметить, что за последние несколько лет популярность в этой сфере стали набирать сток-центры, где можно купить товары известных марок по более низкой цене. Рост количества крупных торговых центров в столице Удмуртии и открытия в них магазинов спорттоваров также начинает привлекать покупателей, однако в большей степени клиентами таких магазинов становятся люди с достатком выше среднего.
По определению специалистов, рынок спортивной одежды делится по категориям, а именно: одежда для спортсменов-профессионалов - обычно дорогостоящая (за счет применения при производстве новых технологий, эргономических качеств материала, учета специфики каждого вида спорта); одежда для спортсменов-любителей - не менее качественная одежда разных ценовых сегментов, рассчитанная на общего пользователя; и одежда спортивного стиля.
По словам Наили Хуснуллиной, владелицы магазина «Спорттовары», в основном ассортимент большинства магазинов рассчитан на среднего покупателя. «Наши клиенты - это по большей части любители, а не профессионалы, - говорит г-жа Хуснуллина. - Те, кто занимаются профессиональным спортом, покупают спортивную одежду и инвентарь в узкоспециализированных магазинах. В некоторых из них принимают заказы на специфический инвентарь, который привозят из других городов».
По мнению коммерческого директора ООО «Ижспортсервис» Александра Бекреева, в Удмуртии все существующие сегменты рынка спорттоваров представлены достаточно хорошо. «Обилие магазинов с довольно широким ассортиментом товаров, думаю, вполне удовлетворяет потребности покупателей. Нет недостатка и в узкоспециализированных магазинах, обслуживающих узкий круг потребителей», - считает г-н Бекреев. Согласен с этим и Денис Тихонов, директор магазина «Мегаспорт», специализирующегося на товарах для бодибилдинга и фитнеса. Эксперт отмечает, что растущая популярность спортивного стиля одежды и занятия физкультурой привлекают в спортмаркеты все больше покупателей. «Сейчас это модно. Мы можем наблюдать настоящий бум занятия физкультурой, но именно физкультурой, а не спортом. Профессиональный спорт остается уделом узкой категории людей», - добавил г-н Тихонов. По словам эксперта, у большинства магазинов, в первую очередь у специализированных (продающих тренажеры, товары для фитнеса и бодибилдинга, туризма, велоспорта), уже сформирован свой контингент покупателей.
Тем не менее, борьба за клиента с каждым годом усиливается. Как отмечает менеджер спортивного направления магазина «Олимпик» Виталий Устюжанин, рынок набирает обороты. «Наблюдается очень сильная конкуренция, в связи с этим магазины стараются работать лучше над ассортиментом, проводят различные акции, скидки», - пояснил эксперт. При этом некоторые магазины не выдерживают конкуренции и закрываются. «Так случилось, к примеру, со «Спортландией». В Ижевске было сразу два магазина этой сети, но, как и некоторые другие, они не смогли конкурировать с существующими игроками (один магазин «Спортландия» работал по франшизе, второй представлял региональное представительство, поэтому изначально они даже конкурировали друг с другом в силу разной ценовой политики - прим. «bc»)», - отметил Денис Тихонов.

Выживают. Безусловными лидерами на рынке региона эксперты признают федеральные сети магазинов спорттоваров «Спортмастер» и «Триал-спорт». По два магазина в Ижевске имеют сети «Adidas» и «Reebok». Причем, как сообщила администратор магазина «Adidas» Инна Швецова, до конца года планируется открытие еще одного магазина в Ижевске. «Это направление торговли довольно развито в регионе, и, судя по росту продаж в наших магазинах, можно сделать вывод о достаточной востребованности продукции ведущих мировых брендов», - отметила г-жа Швецова.
С приходом крупных игроков связывают снижение объемов продаж в магазинах местных мелких предпринимателей. По словам Сергея Шепелина, директора магазина «Турист», рынок спорттоваров уже перенасыщен. «Мелкие магазины буквально убивает приход в Удмуртию крупных федеральных сетей, - говорит эксперт. - Местным предпринимателям просто не под силу бороться с ними, так как они обладают достаточно большим капиталом, а относительно доступные цены достигаются за счет того, что они заказывают товары напрямую у производителей». Больше всего, по словам г-на Шепелина, это влияет на объемы продаж спортивных магазинов общей направленности. По признанию мелких частных предпринимателей, рентабельность за последние три года снизилась с 25 до 10%. Крупные сети выигрывают, прежде всего, за счет объемов своего капитала, более высоких оборотов, что позволяет им проводить рекламные акции, делать скидки не в убыток себе, так как заказывают товар напрямую у производителей, без посредников. Кроме того, большую роль играет и расположение магазинов. Аренда в центре города и торговых комплексах, благодаря более высокому товарообороту, составляет меньший процент в общем объеме расходов, чем в небольших магазинах. «Сейчас мы торгуем исключительно специальным туристическим снаряжением. От спортивной одежды были вынуждены отказаться, так как конкурировать в этом сегменте крайне сложно», - говорит эксперт. По свидетельству г-на Шепелина , за последние 3 года объемы продаж значительно снизились. Эксперт прогнозирует дальнейший уход с рынка небольших магазинов спорттоваров и приход новых крупных игроков из других регионов. По мнению Виталия Устюжанина, на республиканском рынке останется лишь несколько магазинов, стабильно работающих не менее 10 лет. «Они смогут выжить и сохранить свою нишу, благодаря сформированному ассортименту, наработанному качеству обслуживания и постоянной клиентуре. Значительную долю займут федеральные сети», - считает эксперт. С этим согласна Инна Швецова. По ее словам, мелкие фирмы, торгующие спортивными товарами, постепенно закрываются, именно в приходе новых и усилении работающих в республике федеральных сетей она видит дальнейшее развитие рынка.
Таким образом, по мнению экспертов, удмуртский рынок спортивных товаров ожидают значительные перемены, однако именно динамика его развития свидетельствует о том, что он находится в стадии формирования. Приход крупных торговых сетей из других регионов приведет к серьезному снижению доли местных предпринимателей и уходу с рынка многих из них.

Справка «bc»
На российском рынке доля спорттоваров из Китая занимает около 70%. На товары из Европы приходится около 15%, примерно столько же - на товары отечественных производителей.

http://udm.business-class.su/