03.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Россию ждет вторая индустриализация

Российское машиностроение уже в ближайшем будущем ждет кардинальная модернизация - именно таков главный итог прошедшего сегодня в Ижевске II съезда Союза машиностроителей России, на котором первый вице-премьер и кандидат в президенты Дмитрий Медведев поставил новые, масштабные и крайне амбициозные задачи.

Отечественное машиностроение может и должно стать конкурентоспособным на мировых рынках. К нему применима фундаментальная формула четырех «И» Медведева, через которую, судя по всему, в ближайшие 4 года (в случае, естественно, победы Медведева на выборах), государство будет развивать ключевые сегменты российской экономики.

Поднимать машиностроение будут именно по этому принципу - через развитие инвестиций, инфраструктуры, институтов и инноваций. А чтобы отрасль действительно стала передовой, потребуется достичь полной замены технологий и сформировать в принципиально новый технологический уклад.

Стоит напомнить, что Союз машиностроителей был образован в апреле 2007 года и основной своей задачей заявил тогда совместно с государством поднимать отечественную промышленность, решать задачи по диверсификации экономики и удвоению ВВП. Резервы для этого, безусловно есть: отрасль является одной из крупнейших в стране: в ней занято более 4 млн человек, работающих на 50 тыс. предприятий, а по объему производства это второй сектор российской экономики - после топливно-энергетического комплекса. 
Как тогда заявил председатель Союза Сергей Чемезов, ныне возглавляющий также и госкорпорацию «Ростехнологии», основная цель создаваемой организации - «в лоббировании интересов предприятий отрасли». По сути, союз призван формировать стратегию развития отрасли, а также определять механизмы активной государственной политики по поддержке национального машиностроительного комплекса на уровне ведущих промышленно развитых стран. Создание такой организации было необходимо - российским машиностроителям требовалась организация, которая «способна готовить законопроекты и законодательные инициативы, участвовать в разработке и создании государственных программ».

В России такого союза никогда не было, хотя во многих других странах подобные организации успешно существуют и занимаются, цитируя первого вице-премьера Сергея Иванова, «лоббизмом в хорошем смысле этого слова». А без такого лоббизма отрасли, увы, никак не обойтись. Ведь ее состояние сегодня приближается чуть ли не к критической точке, и мы имеем почти десятикратное отставание от уровня машиностроения ряда развитых стран, включая США.

Ситуацию нужно как-то исправлять, а для этого требуются усилия всей армии российских машиностроителей при самой активной господдержке. Наиболее перспективным сценарием развития отрасли видится в создании крупных интегрированных структур, таких, как ОАК, ОСК, Росатом, Роснанотех, Ростехнологии и им подобные. Эти структуры должны обеспечить машиностроению полный, бесперебойный производственный цикл - от изготовления ключевых комплектующих до выпуска готовой продукции.

С созданием крупных научно-промышленных структур повышается эффективность использования имеющихся отраслевых мощностей, появляется возможность концентрировать финансовые потоки для решений приоритетных задач. Также решается проблема зависимости от поставщиков, которые зачастую, монополизировав изготовление отдельных деталей, пытаются открыто диктовать свои условия сборочным предприятиям. Кроме того, в свете вступления в ВТО крупным компаниям будет легче конкурировать в условиях глобальной экономики.

Важнейшая роль машиностроению отводится в решении задачи по диверсификации экономики и приросту ВВП за счет инновационных производств. Именно на машиностроительную продукцию здесь делается основная ставка, с учетом намерения постепенного освобождения российской экономики от сырьевой зависимости.

Но для того, чтобы добиться этих значительных целей, озвученных еще на учредительном апрельском съезде Союза необходим четкий пошаговый план действий, ясное видений всех его этапов. План, как минимум среднесрочный: на 10-12 лет.

Это и предлагает Медведев: разработать план, который поддержит государство и который будет неукоснительно выполняться бизнесом (а машиностроение практически полностью - это частный сектор). План этот должен обеспечить переход на «новый технологический уклад» и «замену технологий».

Последняя задача чрезвычайно непроста и решаться она должна «с одной стороны, на конкурентоспособных, на современных, на рыночных принципах, но, в то же время, при наличии внушительного госзаказа, на который мы сегодня способны, на основе ряда мер поддержки, таких, как субсидирование кредитной ставки на конкурсных условиях», отметил Медведев. Во-вторых, необходимо использовать институты развития в полном объеме. В-третьих, подчеркнул первый вице-премьер, «мы должны выполнять те решения, которые раньше принимали».

Смысл всех этих преобразований в конечном счете сводится к решению основополагающей задаче российской экономики - ее диверсификации. И здесь на первый план выходит формула четырех «И». Деятельность на этих четырех направлениях является ключом к решению проблем отрасли, подчеркивает Медведев. «Сегодня наша задача состоит в том, чтобы сделать все инновационные шаги как можно быстрее, выйдя на новое качество», - уверен Медведев.

Немаловажна для развития отрасли и кадровая проблема. По мнению первого вице-премьера, государство и бизнес должны объединить усилия для того, чтобы модернизировать систему образования, в том числе профессионального. «Эту задачу мы действительно можем решить совместно, это хороший пример частно-государственного партнерства», - считает первый вице-премьер. «Государство должно создать правила игры, привлечь бизнес, а вы могли бы участвовать в восстановлении потенциала начального и среднего профессионального образования», - обратился Медведев к участникам съезда.

Участники же съезда говорили о необходимости проведения в стране второй индустриализации. «Речь должна идти не о замене отдельных станков и модернизации отдельных заводов, а о смене технологического уклада, - считает председатель Совета директоров «Трансмашхолдинга» Дмитрий Комиссаров - Нам необходима реализация программы, по сути, второй индустриализации страны. Нужно перейти на качественно иной технологический уровень производств. Борьба сейчас должна идти уже не за имеющиеся рынки, а за перспективные рынки Азии и Африки».

А президент Удмуртии Александр Волков предложил организовать в республике особую зону по стрелковому оружию. «Мы бы хотели, чтобы был рассмотрен вопрос о создании особой экономической зоны по стрелковому оружию, - сказал он. - По нашим оценкам это позволит дать новый импульс развитию Удмуртии, 50% промышленности которой приходится на ОПК». Медведев идею предложил проанализировать и не исключил, что она может быть рассмотрена на одном из заседаний правительства.

Волков же этой инициативой не ограничился и высказался за запуск на Ижевском машиностроительном заводе инновационных коробок передач, что позволило в ближайшие годы производить в России вполне современные автомобили. И это, подчеркнул Волков, «вопрос федерального значения».

На пути возрождения отрасли наметился определенный прогресс: есть инициативы бизнеса, есть и политическая, и экономическая воля государства. Все это при грамотном приложении усилий позволит сделать отрасль российское машиностроение по-настоящему конкурентоспособным. Медведев отмечает, что движение в этом направлении уже есть: «отрасль начала дышать», хотя процесс идет не так быстро, как хотелось бы. «В конце XX века - наступил кризис, связанный с развалом страны и переходом в другую экономику, - напоминает первый вице-премьер. -  Были брошены те проекты, которые составляли гордость нашего машиностроения, закрыты многие заводы, произошло обнищание людей, чудовищно упал престиж инженерных специальностей. Работа в машиностроении перестала котироваться».

И теперь серьезным успехом, или очень успешным «планом-минимумом» стал бы подъем отрасли на уровень советских лет. «Советский Союз был мощнейшей машиностроительной державой - и нам не нужно этого стесняться», - уверен Медведев.

http://www.rosbaltvolga.ru/