07.10.2008 | Служба новостей Росфирм

Кластерная Удмуртия - что произойдет с экономикой Удмуртии после вступления России в ВТО

О том, что произойдет с экономикой Удмуртии после вступления России в ВТО, рассказал в интервью «bc» Олег Боткин, разработчик четырех социально-экономических программ республики, директор Удмуртского филиала института экономики УрО РАН.
Олег Иванович, 26 сентября состоялось обсуждение новой социально-экономической программы развития Удмуртии, которую написал питерский центр стратегических разработок, затем программа будет отправлена в Москву на согласование с Минэкономразвития. Как Вы считаете, справились ли питерцы с разработкой стратегии для Удмуртии?
- Действительно, настоящая программа разрабатывается в несколько необычном регламенте. До этого четыре стратегии 1999-2003 гг., 2001-2004 гг., 2005-2009 гг. и на период до 2014 года создавались местными силами, собственными республиканскими научными и управленческими ресурсами. Я думаю, это правильный путь. Привлеченные извне эксперты не знают специфики, тонкостей региона, не обладают достаточной информацией. Хотя, с другой стороны, работа внешних аналитиков ломает уже существующие стереотипы. Моя стратегия уже сложилась, и сейчас, возможно, пришло время для новых сценариев развития.

И какой же из сценариев развития для Удмуртии наиболее приемлемый, на Ваш взгляд?
- Республиканской экономике необходимо развитие по кластерному пути, что предполагает объединение предприятий по территориальному либо экономическому, либо производственному блоку. В России уже предпринимаются попытки развития территориальных кластеров: лесной кластер Пермской области «Продукты переработки древесины»; кластер «Лен» в Тверской области; нефте- и газодобывающий кластер в Тюменской области и т.д. В Удмуртии возможно создание любого из этих кластеров. Сейчас в своем институте мы как раз разрабатываем теорию кластерного развития муниципалитетов. На днях я встречался с главой администрации Игринского района и предложил ему внутри своего муниципального образования создать промышленное объединение, базирующееся на лесозаготовительной отрасли. В результате мы получим синергический эффект.

На примере формирующегося сейчас сельскохозяйственного холдинга «КОМОС-Групп»?
- Не совсем так. В практике я часто сталкивался с подменой понятий холдинга и кластера. Хотя они значат далеко не одно и то же. Холдинг более локален, он может быть составляющим кластера, но не наоборот. Яркий пример последнего - это строящаяся сейчас Госкорпорация.

В своих программах Вы делали акцент на АПК, несмотря на то, что Удмуртия - это далеко не аграрный регион. Почему?
- Но мы и не ставили неразрешимых задач. Меня очень удивляли скептические выпады в сторону показателей по надоям молока. Когда мы их вносили, все главы районов в один голос кричали, что от коровы не может быть больше 2,5 тысячи литров молока, программа предусматривала 4,5 тысячи. Если внедрить правильные технологии, то и 5 и 6 тысяч литров - реальность.

А вообще, насколько возможно 100% выполнение программы?
- Это утопия, все показатели в любом случае опережают на 10-15%. Чтобы был стимул.
Это как морковка для слона. Хотя когда мы разрабатывали первые программы еще в советские 60-е годы, тогда мы врали безбожно. Я был уверен, что через тридцать лет никто и не вспомнит, что там было по плану. В современных стратегиях мы искали консенсус с исполнителями, закладывали только то, что действительно достижимо. Результат налицо: они все выполнены и даже превышены.

Какие основные достижения выделяете?
- Во-первых, технологическое переустройство предприятий машиностроения, нефтедобычи. То, что происходило на них в начале 1999 года, можно назвать процессом распада. Сейчас вес это приведено в систему, нет ничего страшного в том, что она не совершенна, главное - налажены системообразующие процессы в организационном и управленческом плане. Особенно на основных градообразующих предприятиях - радиозаводе, заводе «Редуктор», Чепецком механическом заводе.

А не связано ли это с тем, что все преуспевающие заводы сейчас находятся в частных руках? Разве можно называть это заслугой программы?
- Это иллюзия. В нашем институте мы провели экономический анализ, который показал, что качество управления предприятием не зависит от формы собственности - будь то государство или частный инвестор. Эффективность работы определяется исключительно субъективными факторами - состав топ-менеджмента, оперативность принятия взвешенных решений.

Можете двумя словами описать экономику Удмуртии?
-Далеко не рыночная. Рыночная предполагает отлаженную схему финансовых отношений как единого механизма. А сейчас, к сожалению, все как на базаре - непредсказуемо. Интегрироваться в мировую экономику Удмуртия сможет не раньше чем через 15 лет. Темпы роста сейчас в принципе неплохие. И не стоит удивляться тому, что мы так боимся вступления в ВТО.

А стоит бояться?
- Стоит. Мы не конкуренты западным странам. У нас нет конкурентных технологий, материальной базы. Если мы войдем в ВТО, то европейские страны демпинговыми поставками могут и вовсе уничтожить производство. Удмуртия как промышленный регион наиболее остро испытает на себе кризис. Нам вступление в ВТО сулит сплошные неприятности. Потому что все экономические санкции направлены против наших товаропроизводителей.

Олег Иванович, в последнее время все обсуждают реформу высшего образования. Как Вы оцениваете возможность объединения вузов в Удмуртии?
-Идея реформирования высшего образования назрела уже давно. То, что сейчас творится, это не образование. Нет качества, нет ответственности. Я еще три года назад сам предлагал эту идею нашим ректорам, они восприняли это скептически, даже панически, я бы сказал. Неконструктивно, что у нас в республике открывают параллельные специальности. Например, открыли филологический факультет в техническом университете. Для чего? Качество образования при этом страдает. Необходимо создать единый, мощный территориальный научно-образовательный блок, куда бы вошли образовательные и научно-исследовательские центры. Это была бы сильная автономная финансовая организация. Если этого не произойдет в ближайшее время, нам конкуренции не выдержать.

Имеет ли место при написании стратегии человеческий фактор?
- Несмотря на то что в экономике все объективно, я старался свою судьбу вписать в эту программу, поэтому она и носит социальную направленность.

Справка «bc»
Боткин Олег Иванович, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, 1937 года рождения. В 1964-1968 годах работал начальником планово-экономического отдела Игринского районного управления сельского хозяйства Удмуртской АССР. После учебы в аспирантуре при Ленинградском сельхозинституте в 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию и там же, в 1984 году - диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук. В этом же году ему присвоено звание профессора. Им опубликовано 240 научных работ по проблемам экономики сельского хозяйства, финансов, трансформационной экономики. Из них 12 - монографии. За вклад в развитие экономической науки в 1993 году присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». В 2001 году ему присуждена Государственная премия УР за работу в области экономики и финансов. В 1988 году организовал и возглавил Удмуртский филиал Института экономики Уральского отделения Российской Академии наук. Является заместителем Председателя Президиума Удмуртского научного центра Уральского отделения Российской Академии наук. Должность директора Института экономики Олег Иванович успешно сочетает с заведованием кафедрой экономической теории УдГУ.

http://udm.business-class.su/