16.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Несмотря на растущее количество служб такси в столице Удмуртии, большинство экспертов считает, что рынок еще не насыщен

По данным «bc», в Ижевске насчитывается порядка 35 служб такси. Как говорят эксперты, это далеко не предел - несколько лет назад подобные службы открывались чуть ли не каждый день. Однако в процессе развития рынка некоторые из них прекратили существование, не выдержав конкуренции, которая, по признанию участников рынка, достаточно острая. Каждая компания стремится привлечь клиента каким-то своим способом: кто-то - активной рекламой, кто-то - скидками и бонусами, а другие - системами навигации. Но в любом случае, динамичное развитие рынка может вытолкнуть некоторые службы из бизнеса.

В динамике. Активное развитие таксомоторного рынка в Удмуртии, по словам экспертов, свидетельствует о росте благосостояния жителей. Как отметил в интервью «bc» коммерческий директор ЗАО «Такси 373» Юрий Чучалин, услуги такси сейчас пользуются очень большим спросом. «Ежегодный рост заявок составляет 20-25%. Жители уже привыкли пользоваться такси как самым быстрым и надежным видом транспорта, достаток вполне позволяет им тратить деньги на такие поездки», - отметил г-н Чучалин. В то же время эксперты расходятся во мнении, насыщен рынок Ижевска или нет. По словам Расима Мифтахова, заместителя директора службы такси «Союз», на каждом предприятии бывают отказы клиентам в связи с отсутствием свободных машин. «Это уже свидетельствует о том, что существующие службы не справляются со всеми заявками, - поясняет эксперт. - Впрочем, рынок такси достаточно плотный, и новым игрокам войти на него, а главное, удержаться будет крайне сложно». О плотности рынка говорит и помощник генерального директора службы такси «Сервис» Ольга Зеленова. Но, по ее мнению, таксомоторных компаний сейчас больше, чем нужно. «Предложение значительно превышает спрос на такси, - говорит г-жа Зеленова. - На данный момент в Ижевске действует свыше 30 фирм, основную долю на рынке при этом занимают службы, имеющие достаточно солидный парк машин - 100-150 единиц».
Тем не менее, лидеры рынка чувствуют себя вполне уверенно. Эксперты таковыми называют службы «Такси 373», «Ника», «Альянс» и «Блюз». Кроме того, эксперт отмечает, что рынок достаточно динамичен - постоянно открываются и закрываются службы такси, какие-то компании поглощают более мелкие, перепродаются телефонные номера.
Схожая ситуация наблюдается и в других городах Удмуртии. По словам директора службы такси «Фаворит» (Воткинск) Николая Кремлева, рынок достаточно нестабилен. «Время от времени закрываются компании, остаются лишь те, что работают достаточно давно, - отмечает эксперт. - Сейчас в городе функционирует порядка 8 служб, в среднем по 50 машин в каждой, и я думаю, этого на 100-тысячный город вполне достаточно». В Ижевске с населением примерно 650 тысяч человек работают свыше 30 фирм.
По словам старшего диспетчера службы «Хочу такси» (Ижевск) Марии Воронцовой, служб такси, работающих на высоком уровне, немного. Большинство компаний склонно ориентироваться на среднего клиента, при этом стараются предлагать автомобили как отечественного, так и зарубежного производства. В среднем расценки на такси в Ижевске колеблются от 7 до 11 рублей за км. Некоторые службы взимают также плату за посадку.

На договорной основе. Отношения с водителями службы такси строят, как правило, на основе договора, согласно которому ежедневно таксисты платят в службу такси фиксированную сумму за услуги диспетчерской. За месяц эта плата в разных службах составляет от 2 до 8 тысяч рублей. Она зависит, в том числе, и от графика работы водителя. Остальное водитель оставляет себе.
По мнению помощника руководителя службы такси «Слава» Вячеслава Чухланцева, некоторые таксомоторные компании значительно завышают стоимость услуг диспетчерских для водителей. «Она нередко достигает 7-8 тысяч, хотя расходы диспетчерских минимальны», - отмечает эксперт. Кроме того, по словам г-на Чухланцева, до 90% автомобилей в некоторых службах такси взяты водителями в кредит. Таким образом, работая в такси, они стараются оплачивать кредит. Существуют также водители такси, которые, не пользуясь услугами диспетчерских служб, ищут клиентов в местах большого скопления людей. Причем, как отмечает г-н Чухланцев, их ежемесячный доход может превышать доход водителя службы такси. Однако популярность услуг «бомбил» падает. Их расценки, как правило, в 1,5-2 раза превышают расценки служб такси. По словам экспертов, данная категория отнимает часть клиентов, однако суммарно она незначительна для таксомоторных компаний.
Служба такси обеспечивает водителя рацией, кассовым аппаратом и таксометром. По словам Ольги Зеленовой, в штат водителей сейчас практически не берут. «Это лишние трудности: оформлять официальное трудоустройство водителей, - поясняет г-жа Зеленова. - Оно требует дополнительных отчислений, бумажной волокиты и т.д., что одинаково неудобно как для служб такси, так и для самих водителей».
Автомобили также не являются собственностью таксомоторных компаний. По словам Марии Воронцовой, водители за своими собственными автомобилями следят лучше, чем за чужими. «Это позволяет увеличить их ответственность за качество работы и более бережное отношение к транспортному средству», - говорит эксперт. Кроме того, это избавляет таксомоторные службы от дополнительных расходов на аренду площадей под автопарк, содержание сервисной службы и значительно снижает необходимый стартовый капитал для выхода на рынок.

Доходы. Стартовый капитал для создания службы, по словам некоторых экспертов, составляет от 500 тысяч до 1 млн рублей. Основные траты идут на оборудование диспетчерских служб, приобретение раций, аренду радиочастоты, оснащение таксометрами и рекламу. В дальнейшем доходы по сравнению с расходами служб достаточно высоки. Если в среднем оплата диспетчерской со стороны водителя составляет 5 тысяч рублей в месяц, при парке в 100-200 автомобилей ежемесячная выручка одной компании может достигать 1 млн рублей. Ежемесячно в крупные службы такси поступает до 90 тысяч заявок. Именно из-за высокой доходности в этот бизнес идут многие предприниматели, однако не многие выживают. «На рынке работает достаточно большое количество компаний. Для такого сравнительно небольшого города, как Ижевск, существующих служб такси хватает, - считает Мария Воронцова. - Тем не менее, их число неустанно растет, притом что немногим удается удержаться на плаву. Расценки везде примерно одинаковые, поэтому компании стремятся привлечь клиента качеством и быстротой обслуживания, новыми услугами и скидками».

Борьба за клиента. В последнее время все больше набирает популярность среди таксомоторных фирм поощрение клиентов бонусами, некоторые службы ввели дисконтные карты и даже розыгрыши призов. По словам Юрия Чучалина, новому игроку нужно быть чем-то лучше существующих компаний, чтобы удержаться на рынке. «Нынешние лидеры борются за скорость приезда автомобиля и качество обслуживания, внедряя новые технологии. Это в первую очередь системы GPS, позволяющие оптимизировать работу всей службы такси», - пояснил г-н Чучалин. По сведениям «bc», такие системы навигации уже действуют в нескольких службах, однако механизм их работы может различаться. В целом же система работает на полном автомате. Клиент набирает номер, после чего определяется месторасположение телефона, с которого он звонил. Сообщение поступает напрямую водителю, находящемуся поблизости от этого места. Далее на телефон клиента поступает звонок автоинформатора, который называет время приезда машины и ее номер. Таким образом, отпадает необходимость в работе диспетчера. Однако услуга доступна только со стационарных телефонов. По словам Ольги Зеленовой, такие системы сокращают расходы компаний и позволяют службам такси работать намного оперативнее.
Кроме того, системы GPS-навигации позволяют отследить путь машины, чтобы предотвратить «обсчет» клиента. Данные поступают на второй таксометр, установленный в машине. Стандартные таксометры, по словам г-на Чучалина, возможно «подкручивать» за счет работы печки.
Однако, как отмечают эксперты, развитие рынка идет не только в сторону сокращения времени между вызовом и приездом такси, но и расширения набора услуг. Одна из них - VIP-такси, где предоставляются исключительно дорогие автомобили с повышенным уровнем комфортности и безопасности. Также активно развивается услуга предоставления микроавтобусов. «Заказы микроавтобусов составляют около 4% от общего количества заявок в нашей компании, - говорит Юрий Чучалин.- Причем больше заказов бывает на выходные, когда чаще всего проводятся корпоративные вечеринки». Стоимость данной услуги в разных компаниях составляет в среднем 300 рублей в час. Кроме того, ряд таксомоторных служб расширяет набор услуг до грузового такси. По словам г-на Чучалина, подобная услуга в основном востребована при переездах и доставке крупногабаритных покупок частными лицами. Впрочем, большинство компаний старается предлагать клиентам максимально широкий выбор автомобилей от эконом-класса до класса люкс.
По мнению экспертов, динамичность развития рынка такси в Ижевске сохранится, но в течение 3-5 лет наступит стагнация. При этом конкурировать с существующими компаниями появляющимся новичкам становится все сложнее. Крупные игроки пускают в ход передовые технологии. Удержаться, а тем более занять лидирующее место новый игрок может, лишь если предложит что-то абсолютно новое.

http://udm.business-class.su/